На главную


Круиз по Волге на теплоходе «Октябрьская Революция» по маршруту Москва – Астрахань – Москва (часть I).

 

Так уж получилось, что у меня вдруг образовалась куча свободного времени и возникло острое желание занять его чем-нибудь глобальным. Как-то внезапно, разглядывая на Яндексе фотки теплоходов возле Северного Речного вокзала в Москве, появилась идея прокатиться по главной реке страны. Это явно обещало быть и глобальным и очень долгим мероприятием. Яндекс моментально вывел на некую контору, продающую путёвки, с представителем которой я переписывался по в аське от «Добрый день, интересует круиз...» до «Спасибо, путёвку уже забрал на почте!» – и ни одного звонка. В общем, на следующий день после первой переписки я уже купил билеты на поезд до Москвы и обратно – торопиться было некуда :) А 27-го июня в 4 утра, сразу после матча наших с испанцами, ехал на вокзал – к поезду №117 Новокузнецк-Москва.

 

Перед началом – небольшой комментарий: как обычно, я в сам отчёт вставляю только знаковые, характерные фотки, про которые есть что сказать. Те, которые претендуют на звание творений искусства – у меня на Яндекс.Фотках в этом альбоме (выкладывать буду по 20-30 в день, ибо их 900 штук и все сразу осилить нереально, а публиковать буду не меньше половины).

 

27 – 29 июня, поезд.

Время было 5 утра, поэтому сразу после моста через Обь заснул. Проснулся уже где-то далеко за Чулымом, за окном медленно проплывала бесконечная барабинская лесостепь:

От Москвы до Новосиба ехать ровно двое суток, из них ровно сутки – по Сибири. Вдумайтесь, 1500 километров, и это лишь небольшая её часть! Узнав позже, насколько всё близко там, перед Уралом, я окончательно понял, что хвалёные российские просторы – это именно Сибирь. Это по ней можно мчаться на поезде со скоростью под 80 км/ч и за сорок минут не встретить ни одного населённого пункта! Единственные признаки цивилизации – это ЛЭП, да и тех не так много, как в центре. Сотовая связь – не то что пропадает (как в метро – «только экстренн.»), мне телефон вообще написал, что у меня симка неактивна :) Глушь непролазная. И ничего хорошего, никакого предмета для гордости я в этом не вижу.

 

Проехали 600 вёрст, стоим 20 минут в Омске. Вот этот ЧС нас до него и тянул:

 

Оказалось, что почти весть Транссиб (по крайней мере до Урала с нашей стороны) уже давно состоит из бесстыковых рельсов, уложенных на железобетонные шпалы. От этого стало гораздо тише – о проносящемся в 50 сантиметрах от твоей головы товарняке узнаешь не по грохоту состава, а по изменению освещения в купе:

Кстати, длина Транссибирской магистрали 9298 км., это значит, что общая длина всех рельсов = 37192 км. (при двухпутном пути, а он минимум такой), количество шпал – около 55 800 000 штук. Впечатляет!

 

Дальше по пути ничего особо интересного не было. Всё таки смотреть страну из окна поезда невозможно.

Подъезжаем к Казани, первая встреча с Волгой:

 

29 июня, Москва.

И вот, преодолев 3333 километра, поезд прибыл на Казанский вокзал. Первое удивление – необычно высокие платформы, аж до самого пола вагона. Сдав сумку в камеру хранения, вышел из вокзала и удивился второй раз: я нахожусь на площади трёх вокзалов. В Москве. Я. Стою. Я вижу своими глазами гостиницу Ленинградскую. Капец. Вот и я «понаехал тут», хоть и ненадолго.

Где тут у них центр я понятия не имел, поэтому пошёл наугад куда-то направо. Да мне и всё равно было, я ж первый раз, всё вижу впервые, ни один метр не может быть пройден зря. В итоге оказалось, что с направлением угадал :)

 

Сразу в глаза стали бросаться местные особенности. Например, в подземных переходах (а они там почти под каждым перекрёстком) висят таксофоны, а под ними жёлтые страницы для общественного пользования. Думаю, провинция ещё не готова к такому :)) Сразу захотелось подойти, найти нужную страницу и вырвать из книги, прям как в американском кино :)

 

Ещё по всему городу... нет, городу-государству! стоят автоматы по приёму банок и бутылок, выдающие за них положенные по тарифу копейки. Хотелось попробовать, но рядом не было приёмного материала :)

То есть система такая – бомжи чистят город и получают за это свои скромные гонорары, но всё это автоматизировано. До чего техника дошла...

 

И ещё – автоматы городской справки, этакие компы с тачскрином. Самое ценное в них – карта города, которая к тому же показывает, где ты сейчас находишься. В принципе, в круглой Москве, при наличии минимально развитого чувства направления, заблудиться сложно, но так всё же комфортней:

 

Типичная улица старой Москвы. Воскресенье, время раннее, не то что знаменитых пробок – машин даже нет:

 

Я шёл совершенно наугад, только по архитектуре догадываясь, что нахожусь где-то в центре. Случайно забрёл в это место...

...и понял, что если это не ГУМ, то я не в столице.

 

И вот, повернув после ГУМа налево, 29 июня 2008 года, в 7:34 утра по московскому времени... я впервые увидел Красную площадь...

 

Ощущения не передать :) Всё, что до сих пор видел только на фотографиях и открытках, о чём только слышал, читал и смотрел по телевизору – вот оно. Оно всё есть, и на самом деле существует!

 

И это:

 

И это:

 

И даже это:

 

Чего уж говорить о ГУМе...

 

...Спасской башне...

 

...и Соборе Василия Блаженного:

 

Я понимаю, что фоток Москвы, а тем более Кремля, причём гораздо более удачных, в природе уже несколько миллиардов. Но эти – мои:

 

Вот они, знаменитые станции «метрополитена имени В.И.Ленина». Наверно, он сам лично его копал, ога. Особенно в тридцатые годы, по ночам, чтоб никого не пугать.

 

Тут я зашёл в парадную (а слово-то какое!) старинного дома в самом-самом центре:

Боюсь даже предполагать, что там живут простые смертные... В самом сердце столицы... И до сих пор живы, при наличии такой собственности...

 

Знаменитая сталинская высотка на Котельнической набережной. Долго сомневался, она ли это, они ж все похожие друг на друга:

 

А вот дом на этой стороне реки. Попроще. Но – окна тоже выходят на Красную площадь! То есть, выходишь ты с утра на балкон, посмотреть, чё там с погодой сёдня, и небрежно так бросаешь взгляд на главную площадь всея страны! Нет, это кем надо быть, чтобы так жить?? Много ли людей в стране из своих окон смотрят на Кремль? Тысяча? Меньше?

Следующий километр шёл в праведном шоке от размышлений, поэтому ничего не помню...

 

И всё же самые старые дома столицы ломают. Ну ещё бы, тут до Кремля два километра, можно воткнуть 50-этажную высотку и продать по #$%@&*^! рублей за метр:

И купить себе небольшой островок в Тихом океане.

 

А это уже типичный перекрёсток в историческом центре. Булошная :)

С него совершенно не хочется куда-то уходить!

 

Я очень хотел найти знаменитый Чистый пруд. Столько читал про него в детстве, и все эти московские названия всю жизнь на слуху... Вот он:

Есть такая детская книжка, может кто помнит, «Денискины рассказы», там в каком-то контексте отец говорит сыну, мол, пошли на Чистые погуляем. Вот так – люди могли взять и запросто пойти погулять на Чистые пруды...

 

Бяка:

Хорошо, что они до нас не добрались. Попробовал чисто из соображений, что надо хоть раз.

 

Цветной бульвар. Тут я наконец-то увидел вдалеке Останкинскую телебашню и мой маршрут с этого момента уже был предопределён:

 

Странно, но метро в Москве ещё встречается не каждые сто метров. Есть места, где до сих пор строят:

 

Вот! Нормальные люди из типовых панелей складывают нормальные 22-х этажные домищща! А у нас почему-то решили ограничиться девятью! Не, ну обидно!

 

Останкино! Отсюда творят общественное мнение и промывают мозги:

 

Дошёл наконец-то! Она такая огромная, что не влазит в кадр целиком:

 

А монорельс-то оказывается тут рядом проходит! Отлично, он как раз стоял у меня в программе обязательных посещений:

 

И стоит он столько же, сколько и метро – 19 р. Правда едет, зараза, медленно. Всерьёз воспринимать его как транспорт невозможно. Лучше бы построили такую где-нибудь в самом центре, хоть туристам было бы на что посмотреть сверху:

Баловство одно, короче. Московия уже не знает, куда девать бабло.

 

С монорельса отлично просматривается основание телебашни:

Аж за двумя рядами колючей проволоки. Когда уже в неё экскурсии будут пускать?

 

А ещё тут рядом оказался ВВЦ, во повезло мне :)

 

Тут я провёл часа два, и мне понравилось. Хотя, например, центральный павильон внутри оказался обычной барахолкой без окон. Там мрачно и нет ремонта:

 

Фонтан дружбы народов. Русский с китайцем братья навек :)

 

Там стоят два самолёта (можно глянуть в Гугле или на Яндекс.Картах), какой-то Ту и какой-то Ан. В них можно залазить внутрь и шастать по крыльям:

 

Дальше время кончилось, надо было ехать на Речной вокзал.

Все знают, какое в столице глубокое метро, но что настолько я не предполагал:

 

Собственно, здание Северного Речного вокзала. Древнее настолько, что фигурирует в фильме «Волга-Волга» 1938-го года:

 

Пройдя его насквозь, вышел к причалу и стал выискивать название своего теплохода – «Октябрьская Революция»:

Значицо, краткие технические характеристики: построена в 1959 году в Чехословакии, имеет три палубы, плюс полноценный трюм, плюс палуба мостика, осадка по носу 2.2 м., по корме 2.5 м., команда ~50 человек, пассажиров около 250 человек, три дизеля, не менявшихся с года постройки, общей мощностью 1575 л.с., минимальная скорость 7 км/ч (одна машина на минимальных оборотах даёт столько), максимальная скорость 26 км/ч (все скорости, естественно, относительно воды; течение Волги ~2-3 км/ч). Вкратце вот, остальная инфа будет в III части отчёта.

 

Моя каюта, четырёхместная, двухъярусная, на главной палубе (это которая прям на воде), с умывальником. Моя, потому что до Нижнего Новгорода я жил в ней один, а это три полных дня :)

 

Ресепшн. Основная функция – зарегистрировать вновь прибывших. После этого уже не используется, хотя это лицо корабля:

 

На носу. Якоря, швартовые, колышки, рында:

 

Трап на палубу мостика, куда пассажирам вход запрещается. В кадре рубка:

 

Шлюпка, их всего четыре, из них две с мотором. Эту на обратном пути даже был повод использовать:

 

Ресторан. Кормили на убой – на завтрак котлеты, ну и всё остальное в таком же духе. Хотя на свежем воздухе, да ещё и воспринимаемое как халява, съедается моментально :)

 

Каждый день, кроме тех, когда была большая посадка новых пассажиров, на стол клали такой вот лист для выбора блюд. При этом ручку официантка перестала давать на третий день, пришлось накалывать:

 

Вот так выглядит средняя (вторая) палуба. Нарезать по ней круги – одно удовольствие:

 

Коридор шлюпочной (верхней) палубы. Здесь тише всего, поэтому распложены одноместные каюты и люксы, цены на которые очень даже кусаются:

 

Солярий на верхней палубе, днём чтоб загорать, вечером чтоб дискач :) Здесь меньше всего ветра, но есть большой минус – свежий солярный выхлоп трёх огромных судовых дизелей сносит целиком прямо сюда:

 

Это сетка рабица на леерных ограждениях палубы. Её, судя по толщине, красят с самого 1959-го года. Ну да, не отколупывать же:

В некоторых местах я обнаружил слои красного цвета, где-то в районе середины 60-х. Наверно, была целиком красной.

 

В пролёте главной палубы, возле администраторской стойки, на каждый день вывешивали распорядок дня, что будет. Поднимали нас в среднем в 7:00 утра, но бывало и в раньше. Позже 8:00 вообще ни разу не встали. И через 15 минут завтрак. В 7 утра. Котлетка, ога. Хотя когда вспоминаешь, сколько переплатил за этот завтрак, то жрёшь и не выпендриваешься.

 

Собственно, маршрут. Общая протяжённость – ровно 3000 км., и это в одну сторону:

Но это только схема, масштабы не соблюдены, всё остальное тоже. Москва не на одной широте с Самарой.

Кстати, общая длина Волги – 3531 км., и она стоит на втором в стране месте по длине, на первом Обь :)

 

Самое начало. Канал имени Москвы. Соединяет Химкинское водохранилище с Волгой. Его построили всего за 5 лет (с 1932 по 1937), и это при длине в 128 км. Строили заключённые, их погибло около 500 тыс. человек.

20 км. канала проходят по разным водохранилищам, а остальное – искусственный желоб шириной 85 м. и глубиной 5.5 м. Его и видно на фотке:

 

Впереди у нас 6 шлюзов, которые в сумме опустят нас на 38 (!) метров ниже – до уровня воды в Волге:

 

Утро 30-го июня – мы уже в водах Волги:

 

Чайки летают совсем рядом с теплоходом, причём крейсерская скорость у них совпадает с нашей, поэтому относительно фотоаппарата она почти стоит на месте. Снимки получаются редкие:

 

Такие вот дачи строят в дальнем подмосковье:

 

Первый закат на Волге. В жизни это гораздо красивее. Невозможно оторваться, пока не проводишь солнце до самого горизонта:

 

Пусть не смущает освещение, это тот же вечер. Напоследок решил покормить чаек. Никогда этого не делал :) Они как бешеные, дерутся за каждый кусок хлеба и пикируют на него все одновременно:

Первый полный день на борту закончился, завтра нас ждала первая остановка.

 

Продолжение (часть II)

 

Свои комментарии вы можете оставить здесь.


На главную